кандидат психологических наук
Лаборатории совр. форм и методов профориентации РАО;
Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии» (Москва)
Предмет. Готовность к профессиональному самоопределению школьников нередко остается за скобками как эмпирических исследований, так и профориентационной практики, несмотря на отмечаемую многими профориентологами актуальность темы. Своим исследованием авторы в определенной степени попытались восполнить пробел в знаниях.
Цель – осветить состояние проблемы профессионального самоопределения школьников 8–11 классов и предложить методические средства диагностики уровня готовности.
Методы. Данные для анализа получены в результате анкетирования, проведенного специалистами ЦТР «Гуманитарные технологии» в рамках программы «Всероссийская Профдиагностика» в 2018 году. Мероприятие включало в себя профориентационное тестирование школьников из 47 регионов РФ. В исследовании приняли участие 20 410 учащихся 8–11 классов.
Результаты. Анализ данных социологического исследования позволил определить и классифицировать сложности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе профессионального самоопределения, а также выделить факторы, которые необходимо учитывать в профориентационной практике. Выявлено, что при оценке уровня подготовленности школьника к профессиональному самоопределению важно учитывать не только степень его готовности к принятию решения, но и широту его кругозора, уровень знаний о мире профессий в целом и системе образования в частности. Как итог, в статье представлена методика оценки готовности к профессиональному самоопределению, приводятся критерии оценки и структура значимых факторов.
Практическая значимость. Приведенные в статье методики и процедуры тестирования могут быть использованы при организации профориентационной работы в школе на этапе оценки готовности учащихся к профессиональному самоопределению
Введение. От обучающихся старших классов общество ждет готовности к профессиональному самоопределению. На основе оценки данной готовности можно выделить разные группы, каждая из которых нуждается в специфической психолого-педагогической поддержке.
Цель. Выявить отличия в готовности к профессиональному самоопределению у финалистов профессионально ориентированных соревнований и их сверстников, не участвующих в подобных соревнованиях.
Методы. Применен количественный анализ данных компьютерного тестирования обучающихся, проведенного с использованием тестового комплекса «Профготовность» («Как я выбираю профессию»), разработанного коллективом авторов ЦТР «Гуманитарные технологии».
Результаты. Выявлено, что уровень психологической готовности к профессиональному самоопределению у старших подростков, являющихся финалистами соревнований WorldSkills и Национальной технологической олимпиады, по многим показателям выше, чем у их сверстников, обучающихся 8–11-х классов, не принимавших участия в данных соревнованиях.
Научная новизна. Обнаружено, что у старших подростков–финалистов профессионально ориентированных соревнований по сравнению с их сверстниками, не принимавшими участия в подобных соревнованиях, более высокие показатели по шкалам самооценки и самостоятельности, они больше знают о профессиях и российской системе образования, у них меньше стереотипов и заблуждений о выборе профессии, они сделали больше шагов на пути к профессиональному самоопределению.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены психологами, классными руководителями, тьюторами, преподавателями дополнительного образования в профориентационной, консультационной и просветительской работе с обучающимися и их родителями.
Введение. Предметом статьи является обзор оснований и предпосылок внедрения профориентационного минимума как базы для организации системы образовательной профориентации обучающихся 6–11 классов. Рассмотрены концепции сопровождения профессионального самоопределения, дан ответ на обозначенные в концепциях вызовы, возникающие в процессе создания системы педагогического сопровождения. Обозначены цели, задачи и принципы реализации профориентационного минимума; представлены организационно-методические условия и возможные форматы работы; описана модель профориентационной работы с обучающимися 6–11 классов.
Цель. Обосновать методологию профориентационного минимума, его ключевые организационно-методические элементы, инициировать научное обсуждение хода внедрения профориентационного минимума.
Методы. Методология исследования состояла в экспликации фактологических истоков и концептуальных основ федерального проекта «Профориентационный минимум» с помощью обобщения актуальных трендов, опыта работы авторов, анализа концепций и других научных публикаций по организации профориентационной работы.
Результаты. Приведены аргументы в пользу необходимости внедрения модели профориентации, подразумевающейей определенный комплекс профориентационных мероприятий, доступных каждому ребенку Российской Федерации. Обоснованы формы и содержание такого комплекса, рассмотрена целесообразность реализации модели профориентации обучающихся на базе общеобразовательных школ. Проанализированы риски внедрения профориентационного минимума и возможные пути их преодоления. На основании идей, изложенных в данной статье, были подготовлены методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.
Практическая значимость заключается в привлечении внимания всех заинтересованных сторон к замыслу внедрения профориентационного минимума как единого подхода к организации профориентационной работы, который является частью единого образовательного пространства Российской Федерации. Среди благополучателей можно назвать: профессиональные образовательные организации; вузы; предприятия-работодатели; образовательные организации основного и среднего общего образования; обучающихся и их семьи.
Введение. Современные экономические и социальные вызовы обусловили повышенное внимание к факторам, влияющим на формирование ценностных ориентиров, в частности на ценность созидательного труда, в содержании профориентационных программ.
Цель. Определить условия, способствующие повышению значимости ценности созидательного труда у обучающихся общеобразовательных школ в процессе профориентационной работы.
Методы. Использованы методы сравнительного и обобщающего анализа научных публикаций по теме исследования. Для обработки результатов тестирования применены методы корреляционного и факторного анализа.
Результаты. Исследование показало, что участие в профориентационных программах, включающих профессиональные пробы, экскурсии, внеурочные занятия и профориентационную диагностику, повышает значимость созидательного труда в восприятии учащихся, создавая предпосылки для ценностно-целевого единства профориентационной деятельности.
Научная новизна. Установлена связь между ценностью труда в обществе и его уровнем благосостояния: общества с более высокой значимостью созидательного труда показывают более высокие экономические результаты.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для организации профориентационной и воспитательной работы в общеобразовательных школах.