Введение. Приведение объемов и структуры подготовки специалистов среднего звена в соответствие с потребностью в кадрах, необходимой для развития экономики регионов, становится особенно актуальным в условиях санкционных ограничений, выдвинувших на первый план вопросы обеспечения технологического суверенитета ряда отраслей отечественной экономики. Очевидно, что кадровое обеспечение проектов технологического суверенитета значимо для их успешной реализации не менее, чем разработка и масштабное распространение отечественных технологий.
Цель статьи — анализ соответствия структуры подготовки кадров со средним профессиональным образованием потребностям экономики в рамках реализуемых проектов технологического суверенитета.
Методы. Исследование основывается на сопоставительном анализе данных мониторинга Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) о занятости выпускников, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования, данных федерального статистического наблюдения по форме СПО-1 за 2017–2022 годы и материалов социологических опросов о мотивах трудоустройства выпускников СПО. Для наибольшей наглядности результаты представлены в виде инфографики.
Результаты. В ходе исследования установлены значительные дисбалансы между объемами и структурой подготовки специалистов среднего звена и текущими и перспективными потребностями экономики ряда субъектов Российской Федерации. Анализ данных социологических исследований позволил выявить региональную неоднородность трудоустройства выпускников образовательных организаций СПО по программам подготовки специалистов среднего звена. На основе данных о потребности отраслей региональных экономик, структуре и объемах подготовки специалистов в субъектах Федерации даны оценки их кадровой обеспеченности, сформулированы основные задачи системы СПО по подготовке кадров для отраслей, реализующих проекты технологического суверенитета.
Практическая значимость. Результаты исследования, изложенные в статье, могут быть использованы при принятии управленческих решений как на уровне профессиональной образовательной организации, так и на региональных уровнях в части синхронизации системы подготовки кадров образовательных организаций СПО и рынка труда в меняющихся экономических условиях.