кандидат философских наук
Уральский институт государственной противопожарной службы МЧС России
Введение. В условиях цифровой экономики особое внимание следует уделить месту и роли преподавателя в современном образовательном пространстве, принимая во внимание современный мультикультурный контекст и особенности субъект-субъектной образовательной парадигмы. Закономерно, что помимо профессиональных компетенций, необходимых для качественного выполнения профессиональной деятельности, в настоящее время также требуются надпрофессиональные навыки, которые получили название «soft skills».
Цель. Определить, какие soft skills требуются современному преподавателю профессионального образования и какими способами их можно сформировать и развить. Методы. В процессе работы проведен качественный и количественный контентанализ теоретических источников. При составлении перечня обязательных для преподавателя soft skills использованы методы классификации и сравнения.
Результаты. Выявлены основные надпрофессиональные навыки, которые необходимы преподавателю профессионального образования: коммуникативные, лидерские, навыки планирования, способность проявлять эмпатию, терпение и сочувствие. Поставлена научная проблема разработки методического аппарата, позволяющего действующим преподавателям профессионального образования сформировать эти soft skills.
Научная новизна. Из многообразия используемых наименований («мягкие навыки», «гибкие навыки» и др.), обозначающих soft skills, выделен термин «надпрофессиональные навыки» как наиболее полно отражающий сущность обсуждаемого явления. Внесено предложение о необходимости формирования нaдпрофессиональных навыков не только у будущих педагогов, но и у тех, кто уже занимается преподавательской деятельностью.
Практическая значимость. Представленные в исследовании выводы о необходимости формирования надпрофессиональных навыков у действующих педагогов могут быть приняты во внимание разработчикми дополнительных образовательных программ для преподавателей сферы профессионального образования
Введение. Статья посвящена анализу аутентичных кейсов с межкультурным компонентом, применяемых в обучении навыкам межкультурной коммуникации на этапе профессионального образования. Актуальность темы обусловлена растущей популярностью кейс-метода в реализации программ высшего образования, а также потребностью в разработке соответствующих подходов и материалов для его применения в рамках конкретных образовательных дисциплин.
Цель. Выявить ключевые отличия межкультурных кейсов от других разновидностей учебных кейсов, уточнить их дидактический потенциал в обучении иностранному языку на этапе профессионального образования, а также на основе анализа аутентичных межкультурных кейсов продемонстрировать, как менялась их структура и проблемное поле в период с конца 1980-х гг. по настоящее время.
Методы. В работе нашли применение такие методы исследования, как анализ научной и методической литературы, периодизация, сопоставление.
Результаты. Проанализировав более 300 аутентичных межкультурных кейсов, авторы приходят к выводу, что в структурном плане межкультурные кейсы усложняются и интегрируют различные педагогические инструменты (ролевую игру, презентацию, письменное задание и т. д.). Выявленное в ходе анализа расширение проблемного поля межкультурных кейсов свидетельствует об их безусловной погруженности в социально-исторический контекст: кейсы отражают именно те аспекты межкультурного взаимодействия, которые авторы считают наиболее типичными и наиболее острыми для текущего исторического момента.
Научная новизна. Уточнены дискурсивные характеристики межкультурных кейсов. Проанализирована эволюция их структурной и содержательной специфики.
Практическая значимость. Представленные выводы и рекомендации могут оказаться востребованными в практике преподавания всех вузовских дисциплин, в сферу интересов которых входят вопросы межкультурной коммуникации.