доктор технических наук, профессор
Российский государственный профессионально-педагогический университет (Екатеринбург)
Введение. Представлен авторский подход к решению проблемы формирования способности к профессиональной коммуникации в процессе информационно-цифровой подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Цель. Раскрыть содержание понятия «способность к профессиональной коммуникации» как компонента готовности к компьютерному моделированию, представить педагогическую технологию формирования способности к профессиональной коммуникации в рамках изучения трансдисциплинарного модуля «Компьютерное моделирование» и прохождения производственной и педагогической практик.
Методы. В качестве методологической базы исследования использовались следующие подходы: модульно-компетентностный (общие принципы формирования способности к профессиональной коммуникации в процессе информационно-цифровой подготовки); логико-информационный (для корректного отображения понятийного аппарата исследования, оценки возможности использования логических принципов и операций для обработки и представления данных и информации); транспрофессиональный (выявляет особенности построения содержания информационно-цифровой подготовки, в рамках которой осуществляется формирование способности к профессиональной коммуникации). Основные методы исследования: анализ научных публикаций, изучение опыта подготовки студентов кафедры инжиниринга и профессионального обучения в машиностроении и металлургии РГППУ.
Результаты. Использование предложенной педагогической технологии формирования способности к профессиональной коммуникации позволяет более эффективно управлять коммуникативными ситуациями, изменять стиль общения, а также развивать личностные и профессиональные качества студентов в процессе обучения.
Научная новизна. Выделены уровневые составляющие понятия «способность к профессиональной коммуникации», представлена педагогическая технология ее формирования в процессе информационно-цифровой подготовки будущих педагогов профессионального обучения.
Практическая значимость. Концептуальная основа представленной педагогической технологии формирования способности к профессиональной коммуникации может использоваться для развития коммуникативных навыков в процессе подготовки педагогов профессионального обучения различных профилей.
Введение. Подготовка кадров в области управления качеством, соответствующих квалификационным запросам работодателей, вряд ли возможна исключительно в рамках действующих бакалаврских и магистерских программ. И причина здесь не только и не столько в несоответствии образовательных стандартов квалификационным требованиям, а скорее в специфике деятельности специалиста-метролога, для овладения которой требуется особая образовательная траектория.
Цель – на основе анализа взаимосвязи профессионального и образовательного стандартов и в соответствии с запросами работодателей выявить подходы и к формированию актуальных квалификационных требований к инженеру по метрологии.
Методы. В качестве методологического подхода к определению состава и структуры квалификационных характеристик инженеров-метрологов использована таксонометрия Б. Блума, а основным методом исследования стал контент-анализ научных публикаций авторов, изучающих опыт сопряжения профессиональных и образовательных стандартов и нормативно-технической документации, регулирующей деятельность метрологов, дополненный анализом эмпирических данных, полученных в результате анкетирования экспертов-практиков.
Результаты. Определены различия в подходах к определению структуры и содержания профессиональных характеристик выпускников высшей школы и требованиях, описанных в профессиональном стандарте. Обозначена роль специальных образовательных программ дополнительной профессиональной подготовки в формировании траектории повышения квалификации и становления востребованного специалиста-метролога. Показано, что сопряжение запросов работодателей и образовательных результатов подготовки специалистов по метрологии необходимо в целях повышения как уровня проектного качества разрабатываемой продукции, с одной стороны, так и формирования востребованных специалистов в области метрологии – с другой.
Научная новизна. Выявлены различия квалификационных требований к метрологам со стороны рынка труда и образовательных результатов, установленных ФГОС, в рамках которых осуществляется подготовка бакалавров и магистров по направлению «Стандартизация и метрология». Сформулировано понимание аналитической экспертной деятельности специалиста по метрологии.
Практическая значимость. Представленная в статье схема взаимосвязи компонентов образовательного пространства и запросов рынка труда может быть использована при определении состава и содержания общепрофессиональных и специализированных компетенций специалистов-метрологов для экспертной деятельности с учетом особенностей и специфики производств.